Мария (Тэххи) Сурыгина (tehhi_karamir) wrote,
Мария (Тэххи) Сурыгина
tehhi_karamir

Category:

Игры или помощь по хозяйству? Часть I

Давно собиралась написать на эту тему потому что регулярно встречаю довольно жесткую позицию мам, что 2-3-4 летний ребенок убирающий за собой игрушки или тряпочкой протирающий с мамой пол это дескать очень умильно, но совершенно ни к чему не ведёт и никакая это не уборка, не приучение к порядку и помощи, а только игра и мол не обольщайтесь. Есть даже мнение, что это не просто игра, а вредная игра, которая домашние дела превращает в нечто не серьёзное и потом трудно ребенка будет переучить на то, что убирать за собой то надо каждый день. Вот очередное прочтение такого мнения в проф.сообществе и подтолкнуло меня наконец к клавиатуре.

В принципе такие рассуждения не безосновательны, но довольно однобоки. Давайте обсудим?

Начать стоит с того, что у любого ребенка есть вполне конкретная биологическая потребность быть полезным семье. Я уже где-то об этом писала… вот тут, в самом конце. Эта потребность обоснована тем, что бесполезных членов стаи не кормят, а чем полезнее – тем сытнее и теплее. Это эволюционный механизм, работавший миллионы лет у всех наших предков, живших стаями, есть он и у нас, несмотря на все отличия и особенности делающие наш вид исключительным. Нормальный ребенок при рождении имеет эту потребность и стремление делать «взрослые дела», взрослыми инструментами – это не просто способ обучения через подражание и не просто «игра во взрослые игрушки», это стремление сделать что-то настоящее, реальное – полезное. Практически все родители замечают, что больше крутых развивающих игрушек малыши тянутся к настоящим предметам, даже мусору, но настоящему. Потому что дети очень чётко видят разницу между настоящими, значимыми, важными вещами и вещами не важными, «не настоящими». И настоящую похвалу, заслуженную каким-то настоящим (пусть и не блестяще выполненным и маме –доделывать-потом) делом они прекрасно отличают от похвалы напускной, наигранной и не заслуженной или похвалы за не важные семье дела.

Я не говорю, что нужно отказаться от ролевых игр – от картинного поедания пирожных из песка и благодарности за это, от игр во взрослость и т.п. Нет, это тоже нужно, это замечательные и полезные игры, развивающие и воображение и социальные навыки, да в конце концов это просто весело и интересно =) Но в отношении дел по хозяйству и самообслуживания – тут играть не стоит, в этом я согласна с тем мнением, которое процитировала в самом начале: «это не просто игра, а вредная игра, которая домашние дела превращает в нечто не серьёзное и потом трудно ребенка будет переучить на то, что убирать за собой то надо каждый день». Но из этого, совершенно правильного утверждения, следует иной вывод. Надо не отстранять ребенка от хозяйства и выдавать ему какой-то иной способ удовлетворить своё любопытство, надо привлекать его к нему, причём с самого что ни на есть раннего возраста, но не делать из этого игру.

Бытует мнение, что для ребенка-дошкольника всё должно быть игрой - всё обучение только в игре, все занятия, все дела которые он делает только в форме игры. Это мнение основано на неверной интерпретации того факта, что до 7 лет у ребенка преобладающая деятельность – игровая. Да, это так, но «преобладающая» – не значит «эта, только эта и больше никакая ни за что» =) Для ребенка не всё, что он делает должно быть игрой, не надо такую жесткую рамку себе и ему ставить, это только ограничивает его развитие, а не расширяет. Для ребенка всё должно быть приятно, позитивно и без давления. (напоминаю, «всё» в этом контексте – это всё обучение, все занятия, все дела\поручения\обязанности которые он делает). Но «приятно, позитивно и без давления» это не обязательно именно игра. Обучение (своевременное и отвечающее потребностям человека, не важно какого возраста) – это удовольствие, каждый из нас наверняка это испытал. Освоение какого-то навыка, нового, ранее не доступного – это же по настоящему приятно. Мышечная работа доставляет физическое удовольствие. Сделанное полезное любимым людям дело – без сомнения приятно. А если получаешь от них благодарность, то есть твои усилия оценили – так это вообще кайф. А почему это кайф? Да потому что у нас у всех есть потребность быть полезными близким. А удовлетворение потребности это всегда кайф. Любой, будь то потребности пить, или писать, или потребности любить. Это закон природы, непреложный: удовлетворение потребности – кайф, не удовлетворение – боль.

Как же получается, что детей, имеющих врожденную потребность быть полезными семье, ну никак не приучить убирать хотя бы за собой? Ведь одна из основных тем, над которой бьются родители и дети школьников и подростков, помимо обучения, – это обязанности по хозяйству и самообслуживание.
А получается это, как ни неприятно будет многим слышать, усилиями родителей. Особенно «хорошо» это получается у городских родителей, у которых нет большого хозяйства, один, максимум два ребенка и многолетние декретные отпуска. Или у бабушек, которые помогают с внуками когда мама выходит на работу. Ребенок окружается всесторонней заботой, его самостоятельность снижается до самого что ни на есть минимума, взрослый видит опасности во всём и повсюду и всячески ограждает ребенка от них, взрослому проще всё сделать самому, чем привлекать и учить малыша. Ребенок до 5-6 а то и 7-8 лет видится взрослому совершенно не способным к каким-то осмысленным полезным бытовым делам или эти дела представляются взрослому тяжкой обузой для ребенка, лишением детства. Его не то что не привлекают, не стимулируют и не обучают своевременно, его настойчиво отстраняют от помощи по хозяйству, от готовки, пресекают его собственную инициативу. Максимум к чему такие родители пытаются приучить ребенка это самостоятельно одеваться-раздеваться, чистить зубы и собирать свои игрушки. Причём первые два дела – это для себя, только уборка игрушек – это дело «для семьи» и ему то как раз начинают учить позже всего, когда врожденное стремление быть полезным семье угасает. А почему бы ему не угаснуть, если оно никому не нужно? Всё прекрасно и так, жизнь полная чаша, никаких усилий ни к чему прилагать не надо – всё само собой вокруг меня вертится. Из этой установки, кстати, прямая дорога к эгоцентризму, единоличничеству, не умению создавать «стаю» - группу друзей, семью, и не умение ценить её и полноценно включаться в неё. И я сейчас уже не о детском возрасте говорю, а о взрослой жизни того ребенка, у которого потребность быть полезным «своим» угасла. «Я пуп земли, все вертятся вокруг меня, а если не вертится – так я пойду найду другое место где будет вертеться» – знакомая установка? Именно с такой установки разрушается большинство браков, в которых один или оба партнёра не умеют естественно и с удовольствием делать что-то для другого. Как только семейная жизнь перестала быть приятной игрой и потребовала каких-то усилий, целенаправленных действий – она резко перестала нравится, разочаровала и адью, ищем новую семью, получше этой.
Я не говорю, что именно и только из-за отсутствия дел по дому в дошкольном возрасте из ребенка вырастает эгоист. Нет, к тому есть и другие причины разумеется, но вот эта бытовая инфантилизация – очень серьёзный кирпич в фундаменте будущей личности. Умение включаться в общую семейную жизнь, быть полезным и получать от этого удовольствие – один из основных моментов, на которых вообще строится понятие «семья».

Но мы отклонились от темы =) Вернёмся к маленьким детям и делам по дому... в следующей части статьи =) Теорию мы обсудили (морально готова ловить тапки =)) – во второй части в основном практика. Как, когда, каким образом, приёмы и методы.

Окончание тут - тыц!
Tags: Психология, Родительство
Subscribe

  • Травма утраты: провокация и соглашательство.

    В продолжение темы начатой тут сегодня расскажу о том, как травма утраты проявляется у детей. Сейчас речь именно об осиротевших и попавших на…

  • Наследование психотравмы.

    Интересный вопрос в комментах к предыдущей статье стал поводом написать новую =) И так, наследуется ли психотравма? Ответ: конечно «ДА». Причём в…

  • Новая статья: Травма утраты.

    Всем привет! Внезапно я вспомнила о ЖЖ и написала статью =) Последнее время меня окружает тема усыновления. Я много лет работаю с усыновителями и с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments

  • Травма утраты: провокация и соглашательство.

    В продолжение темы начатой тут сегодня расскажу о том, как травма утраты проявляется у детей. Сейчас речь именно об осиротевших и попавших на…

  • Наследование психотравмы.

    Интересный вопрос в комментах к предыдущей статье стал поводом написать новую =) И так, наследуется ли психотравма? Ответ: конечно «ДА». Причём в…

  • Новая статья: Травма утраты.

    Всем привет! Внезапно я вспомнила о ЖЖ и написала статью =) Последнее время меня окружает тема усыновления. Я много лет работаю с усыновителями и с…