?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дочка нарисовала картинку (кстати, в первые в жизни изобразив человека, да ещё так правильно, прям горжусь!) Глядя на эту картинку и умилительно улыбаясь я в какой-то момент поняла, что это прекрасный экспонат для демонстрации того, как круто можно облажаться на интерпретации рисуночных тестов.



В садах и школах сейчас стало модно иметь психолога и я была бы только за, если б не существенное «но» - методология работы и квалификация специалистов. Очень часто встречаются специалисты, которые выучили психологию как букварь и так и работают – вижу «А» - значит это А.
Как в массовых школах и садах проходят проективные тесты? Зачастую преподаватель (даже не всегда сам психолог) дает всей группе, одновременно, задание, ребята рисуют, потом рисунки подписывают (по фамилиям и если надо делают пометки где какой член семьи изображен) и сдают психологу на интерпретацию, тот пишет заключения и подшивает к делу.
Если таким вот образом проанализировать рисунок Ириски получится вот что:
В центре – ребенок, это хорошо, правильно: Я-центрированная картина мира свойственна нормально развивающимся детям. Ребенок твердо стоит на «объемных» ногах, имеет опору – значит уверен в себе, стабилен. Есть все части тела – значит нет специфических проблем. Но на этом все хорошее заканчивается и начинается самое интересное =))
Нет глаз, рта, на лице только нос – нарушенная идентичность, самовосприятие. Тело все густо истыкано, рисуя ребенок наносил удары фломастером в тело ребенка – аутоагрессия. Аутоагрессия это всегда серьезные психологические проблемы, психотравмы в подавляющем большинстве из-за проблем в семье – ребенка бьют, унижают.
Фигура ребенка окружена несколькими окружностями – защитные барьеры, ребенок чувствует себя уязвимым, не защищенным, на картинке окружает себя даже не одним-двумя, а многими барьерами-защитами.
Фигуры родителей маленькие, разрозненные (не вместе с ребенком и даже не вместе друг с другом), подвешены в пространстве без опор или хотя бы вертикальной ориентации. Папа (синенький) «летит» в абстрактной позе, нарисован схематично – принимает несущественное участие в жизни ребенка, фигура скорее номинальная. Отделен от семьи двумя барьерами своим (синим) и маминым (красным).
Мама более конкретно прорисована, стоит на ногах, но так же отделена и от ребенка и от папы, окружена барьерами.
Вывод – отношения в семье нарушены, родители общаются между собой плохо, живут обособленно друг от друга, принимают мало участия в жизни ребенка. Ребенок чувствует себя незащищенным, нарушено самовосприятие, значительный уровень аутоагрессии, вероятно в семье к ребенку применяется насилие физическое или моральное.
На основе этого можно дать рекомендации провести беседу с родителями и предложить педагогам ряд мер по реабилитации бедной чадушки, восстановлению её самооценки, а то и составить рапорт для ЮЮ за ненадлежащее обращение с ребенком.

А потом приходишь в садик и думаешь – а чего это воспитательница на тебя так странно косится?? =)))

На самом деле Ириска рисовала себя на море, вот откуда синие круги – это волны. А тело истыкано - это «я на песочке лежу-лежу». Папа абстрактно где-то далеко маленький – дык он, и есть далеко, в Питере. Ребенок скучает, по этому после того как нарисовала себя вспомнила про папу и нарисовала его тоже, но далеко и маленького потому, что так оно и есть (к тому же места на листочке уже мало осталось =)). Круг вокруг него – это домик, он там в домике живет. Потом она сказала, что папе там одному грустно, мы все тут, а он там, и послала папе маму – в соседнюю комнатку пририсовала. Нормальный ребенок, рассказал нормальную историю сегодняшнего дня и свои чувства. И пока она рисовала все что делает вслух комментировала, а я слушала, по этому я и знаю что тут на самом деле есть, а чего и в помине нет. Для этого не обязательно психологом быть, достаточно просто иметь уши =)).

Дети рисуют как кино показывают, рисунки малышей практически бесполезно интерпретировать после того как они уже нарисованы. Надо смотреть как это ребенок делает и что говорит при этом, как комментирует. И комментарии важны именно те, что в процессе рисования. Показав малышу (3-4-5 лет) нарисованную им картинку и спросив «что тут?» мы скорее всего услышим другой рассказ. Потому что когда ребенок смотрит на то, что нарисовал он видит не то, что задумывал в процессе, а что-то новое, как бы чужую картинку (ведь то что получилось сильно отличается от того, что было в воображении) и то, что он рассказывает может быть его интерпретацией увиденного.

У проведения индивидуальных проективных методик в группе есть ещё один минус. Мало того что специалист не может проследить за каждым испытуемым в отдельности, так к тому же они, испытуемые, влияют друг на друга. Дети обычно не рисуют молча, они что-то проговаривают. Услышав у соседа какое-то слово ребенок, сам того не замечая может внести этот образ в свое творение. И это не будет иметь никакого отношения и интерпретационным схемам. Но психолог, который выучил «букварь» этого не знает.

Знали бы вы, как часто ко мне обращаются мамы, которым в саду или школе психологи наинтерпретировали таких ужасов! Специалист «поставил диагноз», ребенка срочно надо спасать, вот они и обращаются к «платному» психологу за помощью. Потом мне приходится доказывать бедным растревоженным мамам, что их ребенок здоров.
Была у меня одна мама, которой детсадовский психолог по технике «Дом, дерево, человек» с полной уверенностью поставила сексуальное насилие в анамнезе 5-ти летней дочки. Тест был проведен после летних каникул, когда девочка была с бабушками на даче, где якобы, по интерпритации психолога. её кто-то изнасиловал. Мамы там не было, от бабушек толком ничего не узнаешь, а психолог так гладко и убедительно доказала что у ребенка страшная травма... В итоге оказывать психологическую помощь пришлось не ребенку, а маме, которая пока искала нормального специалиста, к которому отвести дочку с такой серьезной проблемой, заработала невроз на почве переживаний всей этой ситуации.

Милые мамы, если психолог в вашем учебном заведении интерпретирует работы вашего ребенка и рассказывает вам что-то удивительное и страшное, прежде чем переживать спросите как проходило тестирование, хотя бы было ли оно в общей группе или индивидуально. Если индивидуальную методику проводят в группе – результаты смело можно спускать в унитаз. Если интерпретация проводится без ребенка, только по материалу – эти результаты можно спускать туда же.

Желаю всем психического здоровья, а я пошла купаться =))

Comments

( 100 comments — Leave a comment )
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
eloiza_soleil
Aug. 30th, 2010 09:03 am (UTC)
я так и знала что нас водят вокруг пальца
tehhi_karamir
Aug. 30th, 2010 09:05 am (UTC)
А тебе кто-то впаривает какие-то левые интерпритации?
(no subject) - eloiza_soleil - Aug. 30th, 2010 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - tehhi_karamir - Aug. 30th, 2010 10:29 am (UTC) - Expand
anfiskin
Aug. 30th, 2010 09:14 am (UTC)
Афигеть! А вот как технически защитить себя от подобного непрофессионализма? Ведь такой "психолог" обязательно должен поставить в известность воспитателя, сложится соответствующее отношение к родителям, может и действительно до ЮЮ дойти.
Что, идти к платному психологу, получать справку, что все не так, или идти разоблачать этого "психолога"? Все равно ведь потом будет как в анекдоте "ложечки нашлись, а вот осадок остался".

В тему байка была на анекдот.ру:
http://www.anekdot.ru/id/-9993955/
tehhi_karamir
Aug. 30th, 2010 10:44 am (UTC)
Нет, психолог как раз категорически не должен, и даже не имеет права ставить воспитателя в известность о результатах своей работы. Только в качестве конкретных рекомендаций типа "делайте то-то и то-то, не делайте это и вот это", но ни в коем случае не о результатах диагностики, своих гипотезах или содержании бесед. Если он это делает то грубейшим образом нарушает проф.этику и регламент своей работы, за что смело можно наклепать на такого специалиста в методический совет и все инстанции которые регламентируют его работу.

Надо будет отдельный пост написать в каестве инструкции по применению психологов в учреждениях =)
(no subject) - january_21 - Aug. 30th, 2010 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tehhi_karamir - Aug. 30th, 2010 12:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - january_21 - Aug. 30th, 2010 02:37 pm (UTC) - Expand
malenkie_mishki
Aug. 30th, 2010 09:38 am (UTC)
спасибо! очень познавательно:) и полезно.
anna_tong
Aug. 30th, 2010 10:11 am (UTC)
ого, спасибо, очень полезное знание!
cute_animal
Aug. 30th, 2010 10:27 am (UTC)
нам говорили, что можно интрпритировать рисунки на расстоянии, но если не все однозначно, обязательно попросить у ребенка комментарии к нему или протестировать еще раз лично. Именно потому, что в голове одно, а получается на бумаге вообще другое. Я даже себя помню в детстве, рисовала не то, что есть, а то что очень хотелось.
taksahobbyru
Aug. 30th, 2010 10:34 am (UTC)
А мой сын вообще не любит рисовать. И изобразить ВСЮ семью (родители+четверо детей) для него задача неподъёмная. Поэтому он рисует только родителей и себя, а про остальных говорит, что "не влезли".
Или всё-таки дети рисуют по шаблону. Безусловно, ребёнок знает про 5 пальцев на руке, но я хорошо в детстве помню, что рисовала сразу ЛАДОНЬ, потому что человек не ходит с растопыренными пальцами! Ребёнок знает, что есть уши, но у людей они чаще всего закрыты волосами.
Или моя дочка не всегда может сориентироваться на листе. И кака-нибудь часть тела выпадет, т.к. она или не влезла, или просто линия пошла не влево, а вправо, и превратилась во что-то другое, а не в то, чем планировалась быть изначально.
tehhi_karamir
Aug. 30th, 2010 10:38 am (UTC)
"Забыть" братьев-сестер это для детей типично, даже для тех кто рисовать любит и у кого родни меньше чем у вас. Моя дочка тут тоже только себя и маму-папу нарисовала, а брата-близнеца даже не вспомнила, хотя он тут рядом сидел, паравоз рисовал =)
slonikit
Aug. 30th, 2010 10:48 am (UTC)
У нас в садике тоже "психолог". Идиотка (простите мой французский). Вывалила перед ребенком кучу мелких игрушек-кусочков игрушек и спрашивает, на что похоже.

Он бодро всё перечисляет, потом берет колечко - говорит "круг". Цилиндрик - ребенок подумал-подумал, и снова говорит "круг" (повернув дном к себе).

Она обрадовалась - аж подскочила, и говорит авторитетно так, с торжеством и давлением в голосе: "Неправильно, прямоугольник!"

И показывает ему другую проекцию цилиндра. После такого заявления бедный ребенок стал долго думать над каждым предметом, опасаясь, что она снова завопит :).

А она еще симпатишная такая, вся в макияже - эффектная тётя, он так сначала смотрел на неё восторженно...
Всё рассказывать не буду, но таких "специалистов" хочется взять за шкирняк и - об стену. Детей жалко...
ladragondy
Aug. 30th, 2010 10:56 am (UTC)
Двоюродному братцу было лет десять (году этак в 95), когда у нас в школе завелся психолог. Давали им как раз рисовальные тесты. Ну брат и нарисовал всю семью: папа сидит за столом, он со старшим братом - рядом, а мама стоит где-то в уголке рисунка с веником в руках. Психолог подняла хай, маму его вызвали в школу. Долго ей пришлось объяснять, что она - домохозяйка и в принципе редко садится есть с остальным домочадцами, потому что просто ест в другое время ;)
akatik_jr
Aug. 30th, 2010 12:13 pm (UTC)
Да, хорошо что у нас в саду психолог - близкий мне человек. Если что, она сначала мне про "ложечки" скажет, да еще и всем по ушам настучит, что будет усиленно искать "ложечки" там, где их нет :)
А рисунок чудный. Интересно что это за куча кружочков "маминых" в правом углу рисунка. Уж не мечты ли о братиках-сестричках? ;)
tehhi_karamir
Aug. 30th, 2010 12:20 pm (UTC)
Как ты догадалась? Это малыши - "у мамы с папой там должно быть много малыши". Ириска меня к Кею послала малышей делать =)))
(no subject) - akatik_jr - Aug. 30th, 2010 12:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tehhi_karamir - Aug. 30th, 2010 12:40 pm (UTC) - Expand
mylin7
Aug. 30th, 2010 12:58 pm (UTC)

Мне вот что интересно.Могу ли я как мама отказаться от проведения подобных тестов со своим ребёнком в школе?
У меня за время участия старшего ребёнка было два неприятных момента.
Во-первых тесты детям раздавала учитель младших классов прямо в классе.Потом собирала и относила психологу.Потом приносила обработанные результаты и зачитывала при всех.
В первом случае тест был на интеллектуальные способности.По результатам теста,у моего сына они были ниже среднего.И это ребёнок,который в четыре читал,в шесть готов был идти во второй,а в 11 играл в городской филармонии концерт с оркестром этой филармонии.Но он-то не осознаёт,что он не такой как все.Мы старались не очень его выделять среди сверстников.А тут вот на весь класс.Он так расстроился.
Во втором случае детям предложили ответить на вопросы о классе,о одноклассниках,о том,как к кому относится.Мой ребёнок отвечал честно,потому что думал,что это будет читать только психолог.Ничего такого он там не написал.Но когда классный руководитель стала эти ответы стала зачитывать перед всем классом,он чуть не умер от волнения.Про неё он написал,что она добрая,но не всегда справедливая.
После всего у меня появились вопросы к психологу.Можно ли проводить тесты,А ПОТОМ ИХ ОГЛАШАТЬ?Она ответила мне,что это нормальная практика.Что-то мне не верится.В старших классах психолог стал появляться всё меньше и меньше,но теперь у нас младшенький пошёл в школу.Интересно-как себя вести впоследствии?
tehhi_karamir
Aug. 30th, 2010 01:03 pm (UTC)
Можете. Только подписывая договор вы автоматически соглашаетесь на всё, что означено в программах этого учебного заведения, и с тестами тоже, если у них есть штатный психолог и у него есть программы. По этому отдельно перед каждым тестированием вас никто спрашивать не будет. Если вы хотите отказаться, вы должны это желание самостоятельно донести до руководства и непосредственно до самого психолога.

Оглашать тесты можно только с предварительного согласия тестируемых (например как часть группового тренинга), результаты простых индивидуальных тестов разглашать категорически нельзя. Кроме того к результатам тестирования учитель не должен иметь никакого касательства, всю работу с ними должен проводить только психолог.


Edited at 2010-08-30 01:04 pm (UTC)
(no subject) - mylin7 - Aug. 30th, 2010 01:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tehhi_karamir - Aug. 30th, 2010 01:26 pm (UTC) - Expand
snail_creep
Aug. 30th, 2010 01:15 pm (UTC)
Замечательная статья!
Моя Полюшка много рисует, любит это, и я люблю детское, всегда с большим интересом отношусь к рисункам других детей) Иной раз такие потрясающие комбинации попадаются - хыть прям монетизируй в каком дизайнерском агенстве;-)) Вот у твоей Ириски справа, какие-то человечки в капсулках (?), не знаю, что там ребенок думал, когда рисовал, но клево! КЛЕВО!!!
tehhi_karamir
Aug. 30th, 2010 01:19 pm (UTC)
Это малыши, "у мамы и папы должно быть много малыши" сказало чадо в процессе творения =)
some_heart
Aug. 30th, 2010 01:59 pm (UTC)
Помню я этот проективный тест "ржущий смайлик"
Я нарисовала летящего папу с круглыми ногами, т.к. в 6 лет мне показали М.Шагала и он мне очень понравился. Но Педагоги, видимо, с Шагалом знакомы не были и поэтому заключили что я нарисовала алкоголика. Точнее, одна тетя сказала " забулдыгу". Родителей вызывали в садик, Педагоги решили, что со мной что-то не так, что именно уже не помню.
sim_v_ply
Aug. 30th, 2010 02:44 pm (UTC)
Ух ты как интересно, спасибо, очень познавательно!
silverenok
Aug. 30th, 2010 03:05 pm (UTC)
спасибо за такой пост.
самое главное слушать, это прям первое что должно быть. я это уже сама поняла.
Мой сын на днях рисовал и комментировал.
И я поняла, что он вот начал рисовать уже не просто каля-маля.
На рисунке никто ничего не поймет.
А с комментариями мне все понятно и видно. Нарисовал маму и папу, ножки подрисовал. Где то там себя тоже подрисовал. И дождь. Это он нарисовал картинку того, что с ним было вчера. Шли мы втроем и шел сильный дождь.
Думаю в 2.1 года не важно что головы нет, рук нет и ножки не из того места растут? :)
tehhi_karamir
Aug. 30th, 2010 03:35 pm (UTC)
Правильно думаете, абсолютно не важно. В 3,5 то что Ириска лица не нарисовала тоже нормально - это первый в её жизни нарисованый человек и когда психолог даёт интерпритацию рисунка он должен учитывать опыт ребенка и его уменяи, не предположить что в этом возрасте наверно ребенок уже умеет, а точно знать что он умеет, а что нет.
paddyradz
Aug. 30th, 2010 03:25 pm (UTC)
спасибо
шикарный пост.а после комментов мне самой захотелось продумать все те "ляпы", которые доводилось наблюдать.
спасибо, удачного заплыва:)))
Page 1 of 4
<<[1] [2] [3] [4] >>
( 100 comments — Leave a comment )