You are viewing tehhi_karamir

Previous Entry | Next Entry

Характер человека

Тэххи аутэ
По мотивам вопроса читательницы.
Из чего формируется характер человека, с какого возраста можно судить о характере и можно ли его изменить?

Для начала следует разобраться, что такое характер. И так, определение в студию:

Характер [греч. charakter — печать, чеканка, зарубка, признак] — подструктура личности человека, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие данному человеку типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления Х.) и самопроявления в общении с другими людьми (экспрессивные проявления Х.).

И так характер это подструктура личности, её составная часть, которая образуется комплексом устойчивых особенностей. Что это за комплекс, из чего состоит, когда и как формируется – сейчас рассмотрим.

Характер, как и вся личность в целом со всеми своими подструктурами, базируется на физиологии. Вместилище психики – орган называемый головным мозгом. Все психические процессы, вся интеллектуальная и эмоциональная деятельность осуществляется телом, в частности нервной системой и имеет прямую взаимозависимость с эндокринной системой. Нельзя рассматривать человека, его психику, личность в отрыве от его тела. Так же как нельзя рассматривать функцию печени в отрыве от самой печени. Это даже звучит абсурдно =)
Вопрос влияния тела на психику и психические процессы актуален не только для не здорового тела, т.е. если щитовидка воспалилась – накрыл чёрный депресняк или, как в «Хаусе», карцинома надпочечников и вот вам, пожалуйста, неконтролируемая агрессия и смертоубийства. Для совершенно здорового тела вопрос влияния на психику не менее актуален. Потому что именно тело её, психику, личность, зарождает, формирует и всю оставшуюся жизнь определяет. Или личность в нём, в теле, зарождается и формируется – это уж кому как приятнее считать =)

Решающее влияние тела на психику обусловлено врожденными количественными и качественными характеристиками функций его органов и систем. Генетически обусловленными и\или сформированными в период внутриутробного онтогенеза.
К врожденным характеристикам относится скорость и качество протекания биохимических процессов в организме и склонности человека. Тип нервной системы (различные свойства протекания нервных процессов – их сила, уравновешенность, подвижность, восприимчивость, лабильность и т.п.) и темперамент (динамика, скорость и направленность реакций на внешние и внутренние раздрожители и баланс процесса торможения-возбуждения) настолько тесно связаны со скоростью и качеством биохимических процессов, настолько сильно зависят от них, что условно их так же можно назвать врожденными.

Если эти характеристики относятся к врожденным, то из этого следует что они а) присутствуют у человека с рождения (хотя многие из них проявляются только в соответствующее время, в связи с поэтапным возрастным развитием НС и психики) и б) практически не измены и сохраняют своё влияние на психику всю жизнь, даже если они, эти врожденные черты, теми или иными методами подавлены.

Именно эти, присутствующие с рождения и даже до него, свойства являются основой личности и характера, в частности. Если у человека биохимические процессы протекают, условно скажем, медленно, то они так и будут протекать до смерти от глубокой старости, с поправкой на возрастные колебания – т.е. в старости ещё медленнее чем в юности. Эмоциональные реакции этого человека будут замедленны, с одной стороны он будет в чём-то слегка «тормозной», «тяжелый на подъем», но с другой – он же будет и более уравновешен, у его, грубо говоря, от внешнего раздражения до ответной реакции будет больше времени подумать и выбрать наилучший вариант. Тогда как человек с быстрой биохимией реагирует на всё быстрее и сильнее, занимает более активную позицию, но порой это приводит его к нежелательным и вредным для него последствиям.

Врожденные характеристики имеют небольшой диапазон вариантов, т.е. в процессе развития они могут стать более или менее выраженными отклониться в ту или иную сторону. Но диапазон действительно мал. В целом, если человек имеет врожденно, высокий уровень выработки адреналина, то он может развиться немного так или немного иначе, но всё равно будет высоким.
Единственное что можно сделать с врожденными характеристиками это грубо подавить их. Т.е. зажать человека в жесткие социальные рамки, внушить ему узкий образ морали, куда ширина его плеч не помещается, травмировать психически, что повлечёт за собой реакции которые подавят в нём те или иные врожденные характеристики, сбить его самооценку и жизненные установки так, что он сам себя будет подавлять и т.д. Но позитивными методами, не наносящими вреда другим частям психики, как-то количественно, а тем более качественно изменить врожденные характеристики нельзя. Нельзя воспитать «лидером» ребенка, который от природы обладает не высоким уровнем тестостерона и средне-нормальной скоростью биохимии. И взрослому «не лидеру» никакие даже супер-пупер-профи тренинги «личностного роста» которые обещают сделать вас лидером - не помогут. Нельзя сделать смелым человека которому таковым быть не даёт определённый баланс биохимии и свойства темперамента. Нельзя вырастить оптимиста с позитивным взглядом на все подряд из человека со слабым типом нервной системы. В этом смысле человек какой родился, такой уже родился… «И каким ты был, таким ты умрёшь, видать ты нужен такой \ Небу, которое смотрит на нас с радостью и тоской»…
Именно поэтому я всегда говорю родителям – ребенка нельзя улучшить, его можно только испортить. Есть один единственный способ правильно растить детей – понимать их и принимать такими, какие они есть. Ну, по ходу дела, ещё научить их какие культурные и моральные ценности приняты в данном обществе. Не научить их неукоснительно соблюдать, а научить какие они есть, а как ему адоптировать себя под эти ценности – уж пусть сам выбирает. Но это мы уже уклонились, возвращаемся к теме характера.

И так, вот они врожденные основы личности. Дальше на этот скелет накладывается личный жизненный опыт (начиная с внутриутробного), образы полученные в раннем детстве путём импринтинга, научение, воспитание, и снова опыт, опыт, опыт. До 3-х лет человек находится в периоде закладывания основ, т.н. до-личностном периоде. После 3-х (после кризиса 3-х лет) начинается формирование непосредственно самой личности, как таковой. Напомню, что личность определяется как «Я в социуме», а до кризиса ребенок не выделяет в своём сознании чёткого «Я», не осознаёт так, как это делает взрослый своего отдельного чистого «Я» противопоставленного всему остальному, и среде, и людям. В осознании этого и заключается тот самый пресловутый кризис и собственно после этого, после того как появилось «Я», уже можно говорить о том что формируется «Я в социуме».

Личность, и характер в том числе, формируют множество факторов внешней среды, окружения, обстановки, взаимоотношений, которые ребенок воспринимает, интерпретирует и принимает в первую очередь в зависимости от того, каков его врожденный «скелет», а во вторую – сравнивая с уже имеющимися, принятыми ранее и включенными в личность данными.

Характер является подструктурой личности, которая отвечает за взаимодействие с внутренними и внешними объектами – с окружающим миром и с самим собой. Помимо характера в личности есть и другие подструктуры, мораль, принципы, мотивация, уже упомянутый нами упомянутые темперамент и способности со склонностями, и т.д. Так вот функция характера, его задача – обеспечить те или иные взаимодействия других черт личности друг с другом и с внешним миром. От характера зависит как мы отстаиваем и воплощаем в жизнь наши принципы, но само содержание принципов от характера не зависит. От характера зависит как мы воплощаем свои склонности, будет ли человек работать и оттачивать свой талант или нет, но без врожденного таланта никакой характер не поможет стать выдающимся в этой области.

И вот тут мы подходим к важному моменту. Принято считать характер человека константой, некой неизменной постоянной структурой от которой мы зависим – «что поделать, характер такой». Всё это выше я писала, в общем-то, с одной целью – показать, что есть в человеке врождённые и неизменные параметры и характер базируется на них, во многом зависит от них, но при этом сам не является ни врожденным, ни неизменным. Характер это образ взаимо-действия с объектами, а действие это привычка, научение, опыт, позиция. Я привык делать так-то, я научился\меня научили делать так-то, мой опыт говорит мне то-то, моя позиция и мнение таково, в конце концов, я просто не знаю как ещё можно делать. Но вместо одной привычки можно завести другую, можно научится новому, опыт можно переосмыслить или вынести из зоны влияния, мнений в природе вообще миллион на любой вопрос. Характер это переменная - его можно переменить.

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
allsuper
May. 6th, 2010 09:46 am (UTC)
Спасибо!
Разрешите цитировать?
tehhi_karamir
May. 6th, 2010 09:57 am (UTC)
Честно говоря, по-моему, тут особо не чего цитировать, далеко не лучшее из того что я написала =)
Но если актуально – то конечно, пожалуйста, цитируйте.
akatik_jr
May. 6th, 2010 06:09 pm (UTC)
Тебе сложно оценивать собственный текст объективно. А я читаю и поражаюсь - вот все это ты продумала и написала. Большинство так не умеет по полочкам разложить и доходчиво в мозг другому преподнести. Хорошая статья, крайне. У меня представление о характере ребенка не изменилось с тех пор, как в роддоме я увидела его позу "биг босса" во сне, личность родилась, дальше ее можно только "не испортить".
allsuper
May. 6th, 2010 10:20 am (UTC)
Видимо, актуально для меня, а главное, - доходчиво)))
http://community.livejournal.com/ufa_mama/9464.html
Здесь процитировала.
nach_berlin
May. 6th, 2010 10:59 am (UTC)
надо выучить последний абзац наизусть )
zverevae
May. 6th, 2010 11:12 am (UTC)
Здорово, что характер можно изменить! Главный вопрос, как его не ухудшить? С возрастом характер только портится, в большинстве случаев.
tehhi_karamir
May. 6th, 2010 11:27 am (UTC)
Характер не протитСЯ, он это не сам по себе независимо от нашей воли делает. Просто в 40 лет проще быть снобом, ментором, зазнайкой и занудой чем в 15. И к 40 есть гораздо больше оправданий для себя и окружающих собственной лени. И статус уже позволяет быть невоздержанным. Характер, он как фигура, не сам по себе портится, за ним следить нужно, поддерживать себя в форме не только физической но и духовной.
olga_nedz
May. 6th, 2010 03:34 pm (UTC)
золотые слова!
lena_pusenish
May. 7th, 2010 08:04 am (UTC)
Как Вы думаете? Какой характер будет востребован в то время, когда наши дети будут взрослыми?
tehhi_karamir
May. 7th, 2010 05:08 pm (UTC)
На мой взгляд это не корректный вопрос. Не с этической т.з. разумеется, а с научной.
lena_pusenish
May. 20th, 2010 08:37 am (UTC)
А что в нем некорректно? Ну да, достаточно не конкретный. Но о будущем вообще нельзя рассуждать в конкретных категориях. Но как-то планировать его надо.
charaida
May. 13th, 2010 07:03 am (UTC)
Назрел вопрос :)
А если у ребёнка характер лидера, то как родителям сделать так, чтобы не подавить в нём лидерства? Или оно и так не подавится? И можно ли воспитать какие-нибудь дополнительные черты, которые в дальнейшем помогут ребёнку это лидерство развивать?
И как вообще определить, это характер лидера, или самоуверенность, к примеру?
tehhi_karamir
May. 13th, 2010 07:19 am (UTC)
8 из 10 родителей говорят, что у их детей характер лидера =)
Помоимо лидерства, это может быть и самоуверенность, как вы сказали, и просто активность, энергичность, а может и невоспитанность, и наглость ;) и разумеется это может быть просто обычное детское поведение, беззаботное, не отягощенное моралью и соц.установками, активно-позитивное.
Как определить? А зачем вам это определять? Ну вот на самом деле зачем, что это вам даст? Ребенка лидера вы будете как-то особенно растить чем не-лидера? Если будете – это будет большой ошибкой. Ребенка, любого, надо растить по его индивидуальным потребностям, интересам, склонностям, «лидер» он при этом «загонщик», или «сторож» - совершенно не важно. Это ярлык, он не поможет в воспитании, а только помешает. Свои интидидуальные черты и поребности он вам прекрасно покажет и без всякого приклеенного к нему ярлычка.
charaida
May. 13th, 2010 08:26 am (UTC)
Про характер лидера не я говорю, а мне говорят, все, от педиатров в детской поликлинике до воспитателей в детском саду :))
Дочка всех зажигает. Нужно ей там играть в "поросята-волки" (догоняшки), так она всех увлечёт, заставит с нею бегать, даже тех, кто в принципе только у мамы на ручках сидит :))
Нужно ей было пирамиду из кубиков собрать - всю группу увлекала, вплоть до воспитателей :)
И вот я раньше тоже увлекалась, подыгрывала ей, а теперь с младшей порой так устану за день, что у меня нет ни сил, ни желания бегать-прыгать :( Вот и думаю, может стоит себя заставлять?
В принципе, конечно, не в лидерстве дело...
tehhi_karamir
May. 13th, 2010 08:40 am (UTC)
Вот я потому и говорю, что не надо поправку делать на то лидер она или нет, т.е.если не лидер – можно отдохнуть, а если лидер – себя заставить =) Ничего такого ребенку не нужно ни лидеру, ни не лидеру. Каждый ребенок должен осознавать себя в контексте семьи. А это значит, что в чём-то ему придётся «подвинуться» ради других. Не зависимо от того кто он по врожденным характеристикам.
(Anonymous)
Mar. 18th, 2013 08:48 pm (UTC)
Мария, здравствуйте. К продолжению темы, хочу задать вопрос. Если начать "развивать" ребенка в возрасте, когда он еще не понимает особо смысла происходящего, как то, например, в год и семь (наш случай), поставить его на коньки, не отобьет это действие у него раз и навсегда кататься на коньках?
tehhi_karamir
Mar. 20th, 2013 06:37 am (UTC)
Тут я вам никакой тайны не открою, ответ ведь очевиден - смотря как ставить =)
( 17 comments — Leave a comment )